Фотографии начала XX века позволяют увидеть, как выглядела Кругобайкальская железная дорога в то время.
До конца 1880-х годов разговоры о строительстве железных дорог на Дальнем Востоке оставались лишь теоретическими. Однако в последние десятилетия XIX века транспортная политика России претерпела значительные изменения. Правительство активно взялось за реализацию проекта Транссибирской железнодорожной магистрали, который стал беспрецедентным в мировой практике строительства. Одним из самых сложных, дорогостоящих и красивых участков Транссибирской магистрали является Кругобайкальская железная дорога. На протяжении 260 километров вокруг Южного Байкала, от станции Байкал до станции Мысовая, было построено 477 искусственных сооружений: 445 железных мостов диаметром от 2 до 123 метров, 16 каменных водопропускных труб, 10 каменных водопропускных лотков и 6 каменных виадуков. Всего на участке был проложен 41 тоннель, самый длинный из которых — 777 метров — через мыс Половинный. По количеству инженерных сооружений Кругобайкальская железная дорога не имеет себе равных в России и занимает одно из ведущих мест в мире. В 1901–1902 годах на строительстве магистрали работало около 9 тысяч человек. К началу Русско-японской войны, в 1903–1904 годах, на КБЖД было занято уже 13,5 тысячи рабочих. На участке от Мысовой до Слюдянки власти использовали труд заключённых и каторжан Александровской тюрьмы Иркутской губернии. В строительстве железнодорожного пути принимали участие иностранцы: поляки, албанцы и итальянцы. В частности, при строительстве тоннелей работало около 600 мастеров из области Фриули. В память об этом одну из подпорных стенок назвали Итальянской. Изначально КБЖД была частью Транссиба, но с развитием строительных технологий участок железной дороги вокруг Байкала потерял свою актуальность. В 1949 году был построен более короткий путь, который заменил КБЖД. Эта дорога утратила стратегическое значение, количество поездов резко сократилось, а с тоннелей и мостов сняли охрану. Сегодня КБЖД — это скорее объект туристической инфраструктуры, чем транспортной. По дороге четыре раза в неделю курсирует поезд с двумя вагонами. Местные жители называют его «передачей», поскольку тепловоз обеспечивает жителей необходимыми продуктами и товарами. Также существует более простонародное название — «мотаня», потому что поезд курсирует между станциями. Большим спросом пользуются экскурсионные поезда и паровоз, которые следуют вдоль водной глади, предлагая насладиться видами Байкала из окна. Кроме того, проводятся экскурсии по населённым пунктам, расположенным на берегах «колодца планеты». Тоннели и каменные галереи КБЖД привлекают туристов тем, что они были созданы по уникальным проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.
Отправить комментарий